Невозможно найти образ, который был бы столь же вторичным и собирательным, как Иисус Х. Беззастенчивость, с которой его евангельская «биография» сшивалась из обрывков полузадушенных магий и мёртвых культов, можно извинить лишь поспешностью, с которой создавалось новое верование, а также необходимостью набрать хоть какую-нибудь биографическую фактуру для нового божества. Присмотримся. От ассиро-вавилонского бога Мардука евангельскому Иисусу достались в «наследство»: шутовская коронация, багряница, избиения, терновый венец, казнь, спасение своего народа от гнева злых духов ценой своей жизни, стражники при гробнице, разбегающиеся в ужасе при виде воскресшего мертвеца, и даже въезд в город на ослике. Это всё атрибуты и «биография» бога Мардука. От финикийского Адониса и фракийского Диониса – вся история со сброшенными погребальными пеленами, с хождением по воде, пещера-гроб, а также некоторые нюансы воскресения. От фригийского бога Аттиса – досталось водяное «крещение», превращение воды в вино, трёхдневный срок пребывания в смерти перед «воскресением», прощальная «тайная» вечеря с учениками и т.н. «причастие». От греческого бога Асклепия – достались способы исцеления слепца при помощи намазывания ему век слюной. От Гора, Диониса и Гермеса – рождение в хлеву. От Митры, Гора и Кришны – звездочёты-волхвы, навестившие новорожденного бога в «вертепе», а также рождественская «звезда» и вся история с избиением младенцев и бегством. «Моральная» часть Евангелий целиком плагиатирована из египетских и митраистских источников, а факт «вознесения» – это всего лишь апофеоз старой доброй левитации, описанной ещё Лукианом в его рассказе о «гиперборейских фокусниках». Отметим, что все упомянутые боги, из которых позже сделали Иисуса Х. были непорочно зачаты, все родились в пещере или в хлеву от матерей-девственниц; всем им демон или злой дух предлагал богатство и власть; все умели ходить по воде, летать и исцелять; все умерли во «искупление» чего-нибудь, а не просто так, и все, разумеется, воскресли. Идеологи христианства уже давно нашли очаровательное объяснение скандальных «совпадений». По мнению Тертуллиана и прочих «отцов церкви», разумеется, это «козни дьявола и демонов». «Для того чтобы осмеять Христа и заставить людей считать, что христиане лишь копируют веру в языческих богов, демоны стали вдохновителями мифологии. Демонам было заранее известно, чему будут учить христиане, и поэтому они измыслили сходные мифы и обряды и коварно разыграли их до евангельских событий» (это я цитирую по книге Рассела «Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции»). Понятно, что каждое из упомянутых божеств тоже не было самостоятельно и оригинально. Аттис, Дионис, Митра, Озирис и прочие, в свою очередь, «сделаны» из элементов своих предшественников, богов ещё более ранних и, вероятно, более примитивных, родословия которых уходят к духам неолита. Разумеется, у всякого божества есть «срок годности». Иногда он заканчивается вместе с особенностями века, который его породил и культивировал, иногда божество естественным образом утрачивает кредит доверия и аннулируется. А новая эпоха рвёт просроченных богов на лоскутья, чтобы сшить из них что-нибудь модное и новенькое. Конечно, сконструировать принципиально новое божество будет очень сложно. Все лоскутья слишком хорошо известны, а набор их ограничен. Но из этой непростой ситуации всё же есть выход. Ищущим символы подлинного драматизма оперным режиссерам, пафосным романистам и культуре в целом следует присмотреться к чукотскому Пивчунину. Этот бог был знаменит своими крохотными размерами – по некоторым данным, от 3 до 12 см. Своей миниатюрностью он умело пользовался, незаметно проникая под юбки и в rima pudenti девственниц и, оказавшись там, разумеется, совершал непорочное зачатие. Порочное для него было затруднительно по причине очень маленького роста. А. Невзоров. Фрагмент статьи «Иисус Тангейзерович Чаплин» из книги «Искусство оскорблять».

Теги других блогов: религия мифология Иисус Христос